Строительство, ремонт, интерьер

Архитектуру Югославии вспоминают в МоМА

На формирование архитектурного облика Югославии после Второй мировой войны в равной степени оказали влияние капиталистический Запад и коммунистический Восток — в результате получилось нечто третье, некий симбиоз культур и стилей, характерный только для этого балканского государства. Монумент «Каменный цветок» в память о жертвах концентрационного лагеря Ясеновац, памятник революции в Макарска, мемориальный комплекс Šušnjar в память о жертвах фашистского геноцида, университетская библиотека в Косово, Сава-центр в Белграде — каждая из этих модернистских построек стала по-своему важным этапом в жизни страны.
И неудивительно, что кураторы исследуют в первую очередь роль архитектуры как инструмента формирования национальной идентичности Югославии. Ее главные творцы — архитекторы Богдан Богданович, Эдвард Равникар, Венцеслав Рихтер, Светлана Кана Радевич, чьи воплощенные и нереализованные проекты занимают целый этаж огромного здания МоМА.
Экспозиция поделена на четыре тематических блока, посвященных разным периодам развития уже несуществующего государства — послевоенной модернизации, массовому строительству в социалистическую эпоху, возведению мемориальных комплексов жертвам Второй мировой войны, медленной европеизации.
МоМА не впервые обращается к теме культурного наследия Югославии. Шестьдесят лет назад в музее прошла серия выставок, которые рассказывали о современном художественном процессе в этой стране. Самая известная — «Югославия: доклад» — была в 1969 году и включала 45 картин 24 югославских художников. Архитектурное наследие Югославии оказалось в центре внимания музейных кураторов только сейчас на волне мирового интереса к послевоенному европейскому модернизму.
Vjenceslav RichterYugoslav Pavilion at Expo 581958Brussels, BelgiumArchive of Yugoslavia
Živa Baraga and Janez LenassiMonument to the Fighters Fallen in the People’s Liberation Struggle1965Ilirska Bistrica, SloveniaPhoto: Valentin Jeck, commissioned by The Museum of Modern Art, 2016
Janko KonstantinovTelecommunications Center1968–1981Skopje, MacedoniaPhoto: Valentin Jeck, commissioned by The Museum of Modern Art, 2016
Uglješa Bogunović, Slobodan Janjić, and Milan KrstićAvala TV Tower1960–1965 (destroyed in 1999 and rebuilt in 2010)Mount Avala, near Belgrade, SerbiaPhoto: Valentin Jeck, commissioned by The Museum of Modern Art, 2016
Milan Mihelič S2 Office Tower 1972–1978Ljubljana, SloveniaPhoto: Valentin Jeck, commissioned by The Museum of Modern Art, 2016
Berislav Šerbetić and Vojin BakićMonument to the Uprising of the People of Kordun and Banija1979–1981Petrova Gora, CroatiaPhoto: Valentin Jeck, commissioned by The Museum of Modern Art, 2016
Andrija Mutnjaković National and University Library of Kosovo1971–1982Prishtina, KosovoPhoto: Valentin Jeck, commissioned by The Museum of Modern Art, 2016
Dinko Kovačić and Mihajlo ZorićBraće Borozan building block in Split 31970–1979Split, CroatiaPhoto: Valentin Jeck, commissioned by The Museum of Modern Art, 2016
Zlatko UgljenŠerefudin White Mosque1969–1979Visoko, Bosnia and HerzegovinaPhoto: Valentin Jeck, commissioned by The Museum of Modern Art, 2016
Edvard RavnikarRevolution Square, today Republic Square1960–1974Ljubljana, SloveniaPhoto: Valentin Jeck, commissioned by The Museum of Modern Art, 2016
Jordan and Iskra GrabulMonument to the Ilinden Uprising1970–1973Kruševo, MacedoniaPhoto: Valentin Jeck, commissioned by The Museum of Modern Art, 2016
Miodrag ŽivkovićMonument to the Battle of the Sutjeska1965–1971Tjentište, Bosnia and HerzegovinaPhoto: Valentin Jeck, commissioned by The Museum of Modern Art, 2016
© 2018 The Museum of Modern Art. Photo: Martin Seck
© 2018 The Museum of Modern Art. Photo: Martin Seck
© 2018 The Museum of Modern Art. Photo: Martin Seck
© 2018 The Museum of Modern Art. Photo: Martin Seck
© 2018 The Museum of Modern Art. Photo: Martin Seck
© 2018 The Museum of Modern Art. Photo: Martin Seck
© 2018 The Museum of Modern Art. Photo: Martin Seck
© 2018 The Museum of Modern Art. Photo: Martin Seck
© 2018 The Museum of Modern Art. Photo: Martin Seck
© 2018 The Museum of Modern Art. Photo: Martin Seck
© 2018 The Museum of Modern Art. Photo: Martin Seck
© 2018 The Museum of Modern Art. Photo: Martin Seck
© 2018 The Museum of Modern Art. Photo: Martin Seck

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Случайное

Обои-фрески
Обои - "фрески", вопреки первому впечатлению, - вовсе не ручная работа. Технология - кварцевый песок на бумажной основе, сюжеты - классические, изображение, искусственно состаренное (TEXAM, Франция). Смотрится достаточно правдоподобно. Коллекция состоит из двух частей: фоновые обои и собственно "фреска" (при желании их можно заказать по отдельности). Картинки разные по размеру: во всю стену или, например, 1х1,7 м. Покрытие устойчиво к свету и механическим воздействиям, клеится встык (швов практически не видно). А вот настоящая ручная работа на...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7