Строительство, ремонт, интерьер

Историю кубизма рассказывают в Центре Помпиду

В парижском Центре Помпиду открылась грандиозная выставка «Кубизм», настоящая энциклопедия самого радикального стиля начала ХХ века. Здесь можно увидеть не только работы ведущих художников-кубистов, но и то, что их вдохновляло. А также посмотреть на реконструкцию нескольких исторических выставок, открывших кубизм широкой публике. Более трехсот экспонатов разбиты на четырнадцать разделов, чтобы рассказать историю стиля в мельчайших подробностях.
Годом рождения кубизма считается 1907-й, когда Пабло Пикассо написал свою культовую картину «Авиньонские девицы», которая поразила своей необычностью даже ближайших соратников художника. Привычная перспектива вовсе отсутствовала, а пространство было рассечено на отдельные плоскости. Впервые изображаемый объект был показан с нескольких сторон: у одной из девиц голова изображена спереди, а тело сзади. Кроме того, обитательницы борделя с улицы Авиньон выглядели совершенными дикарками, что подчеркивала и африканская маска, которая заменила лицо одной из них. А между тем картина стала логичным завершением того, чем занимался художник до изобретения кубизма — на выставке как раз и показано, из чего вырос этот радикальный для своего времени стиль.
Африканские маски и скульптура Океании стали одним из источников вдохновения для кубистов. Пикассо и Брак были поражены искусством «примитивов», выставленных в Этнографическом музее Трокадеро. Благодаря скульптуре «дикарей» новый стиль обрел новую образность.
Но настоящим предтечей кубизма всё же считается Поль Сезанн, чей совет смотреть на натуру как на совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров — кубисты восприняли даже слишком буквально. И пошли гораздо дальше.
На выставке показано, как развивался кубизм, как он менялся на протяжении десятилетия, двигаясь от анализа к синтезу. Первый период кубизма получил название аналитического. Художники раскладывали предметы на составные элементы, чтобы дать зрителю возможность увидеть предмет не с одной точки зрения, а с нескольких. Глядя на картину, зритель должен был как будто обходить предмет вокруг, рассматривая его с разных сторон.
Второй период условно был назван синтетическим. На этом этапе Пикассо и Брак не только расчленяли предметы на плоскости, чтобы затем собрать их воедино, но и начали добавлять в свои работы элементы реальности — газеты, обои, текст. Пикассо первый вводит в картину гитару из картона, изобретая ассамбляж. А вскоре рождается и кубистическая скульптура.
Целый раздел выставки посвящен последователям первых кубистов. Робер Делоне, Альбер Глез, Фернан Леже, Анри Ле Фоконье, Жан Метценже выставлялись как группа на ежегодных Салонах, начиная с 1911 года, показывая лайт-версию раннего кубизма. Начиная с этого момента кубизм всё активнее двигается в сторону декоративизма, а затем и абстракции. Мрачная гамма сменилась радостным колоритом. Впрочем, большинство кубистов нового поколения впоследствии и вовсе отошли от его принципов.
Также в экспозиции представлены художники, которых кубизм вдохновил на создание собственных «модернизмов». Среди них Пит Мондриан, Казимир Малевич, Хуан Грис и даже Марсель Дюшан.
Anonymous Masque krou, Côte d’Ivoire n.d.Musée des beaux-arts de Lyon, Lyon © Lyon MBA – Photo Alain Basset
Paul Cézanne«Portrait d’Ambroise Vollard»1899 Petit Palais, Musée des beaux-arts de la Ville de Paris, Paris © Petit Palais/Roger-Viollet
Georges Braque«Grand nu»winter 1907 – June 1908Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris © Centre Pompidou, MNAM-CCI/G.Meguerditchian/ Dist. RMN-GP© ADAGP, Paris 2018
Pablo Picasso«Pains et compotier aux fruits sur une table» 1908 – 1909Kunstmuseum Basel, Bâle © Kunstmuseum Basel, photo Martin P. Bühler © Succession Picasso 2018
Georges Braque«Broc et violon» 1909 – 1910Kunstmuseum Basel, Bâle© Kunstmuseum Basel, photo Martin P. Bühler© ADAGP, Paris 2018
Pablo Picasso  «Portrait d’Ambroise Vollard» winter 1909 – spring 1910 Musée d’État des beaux-arts Pouchkine, Moscou © Musée des beaux-arts Pouchkine, Moscou/Bridgeman Images© Succession Picasso 2018
Pablo Picasso«Nature morte sur un piano»summer 1911 – spring 1912 Nationalgalerie, Museum Berggruen (SMB), Berlin Photo © BPK, Berlin, Dist. RMN-Grand Palais / Jens Ziehe © Succession Picasso 2018
Fernand Léger«La Noce»1911Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris © Centre Pompidou, MNAM-CCI/P.Migeat/Dist. RMN-GP © ADAGP, Paris 2018
Jean Metzinge«Femme au cheval»1912 SMK, Statens Museum for Kunst, National Gallery of Denmark, Copenhague © SMK Photo © ADAGP, Paris 2018
Francis Picabia«La Procession»1912National Gallery of Art, Washington © National Gallery of Art, Washington © ADAGP, Paris 2018
Pablo Picasso«Feuille de musique et guitare»1912Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris © Centre Pompidou, MNAM-CCI/Adam Rzepka/Dist. RMN-GP © Succession Picasso 2018
Georges Braque«La Guitare Statue d’épouvante»November 1913 Musée national Picasso, Paris © RMN-Grand Palais (Musée national Picasso-Paris) / Droits réservés © ADAGP, Paris 2018
Pablo Picasso«Guitare»January – February 1914The Museum of Modern Art, New York© 2018. Digital image, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florence© Succession Picasso 2018
Henri Laurens«Clown»1915Moderna Museet, Stockholm © Moderna Museet / Stockholm © ADAGP, Paris 2018
Fernand Léger«L’Escalier» 1914Kunstmuseum Basel, Bâle © Kunstmuseum Basel, photo Martin P. Bühler © ADAGP, Paris 2018
Juan Gris«Poires et raisins sur une table» fall 1913The Leonard A. Lauder Cubist Collection © The Metropolitan Museum of Art, New York
Pablo Picasso«Étudiant à la pipe, Paris»fall 1913 – before 1914  The Museum of Modern Art, New York© 2018. Digital image, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florence © Succession Picasso 2018
Pablo Picasso«Le Verre d’absinthe»1914Fundación Almine y Bernard Ruiz-Picasso para el Arte © Fundación Almine y Bernard Ruiz-Picasso para el Arte, Photo: Éric Baudouin© Succession Picasso 2018
Pablo Picasso«Violon»1915Musée national Picasso, Paris, dation, 1979© RMN-Grand Palais (Musée national Picasso-Paris) / Béatrice Hatala© Succession Picasso 2018
Amedeo Modigliani«Tête de femme»1911–1913Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris © Centre Pompidou, MNAM-CCI/J.Hyde/Dist. RMN-GP
Constantin Brancusi«Cariatide-chat»1916–1923Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris© Centre Pompidou, MNAM-CCI/Adam Rzepka/ Dist. RMN-GP© Succession Brancusi — All rights reserved (Adagp) 2018
Henri Laurens«Tête» 1918–1919Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris © Centre Pompidou, MNAM-CCI/Adam Rzepka/ Dist. RMN-GP© ADAGP, Paris 2018
Robert Delaunay«L’Équipe de Cardiff» 1912–1913Musée d’art moderne de la Ville de Paris, Paris © Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris / Roger-Viollet
Jacques Villon«L’Atelier de mécanique» 1914  Columbus Museum of Art, Columbus © Columbus Museum of Art, Ohio © ADAGP, Paris 2018
Kasimir Malevic«Samovar»1913The Museum of Modern Art, New York © 2018. Digital image, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florence
Albert Gleizes«Portrait d’un médecin militaire» 1914 Solomon R. Guggenheim Museum, New York © The Solomon R.Guggenheim Foundation / Art Resource, NY / Dist. RMN-Grand Palais© ADAGP, Paris 2018
Juan Gris«Le Petit Déjeuner»1915Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris © Centre Pompidou, MNAM-CCI/ Philippe Migeat/Dist. RMN-GP
Marc Chagall«Les Portes du cimetière»1917 Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris © Centre Pompidou, MNAM-CCI / Dist. RMN-GP © ADAGP, Paris 2018
Piet Mondrian«Composition no IV / Composition 6»1914 Collection Gemeentemuseum, La Haye, © Gemeentemuseum, La Haye/Bridgeman Images

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Случайное

Поменяйте обои
На каком фоне проходит наша жизнь - вопрос немаловажный. От этого зависят не только настроение, но и самочувствие. Поверьте, смена декораций способна изменить не только наш интерьер, но и восприятие окружающей действительности. Сегодня магазин обоев можно вполне перепутать с магазином тканей: настолько широк их выбор. Гладкие, в цветах, в геометрических рисунках, выполненные из материалов различных фактур современные обои похожи на ткани и способны удовлетворить любые, даже самые невероятные, ваши желания. Одни только плюсы Все усилия производи...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7