Строительство, ремонт, интерьер

Мантенью и Беллини объединили в Национальной галерее Лондона

В Национальной галерее в Лондоне открылась выставка «Мантенья и Беллини», посвященная двум гениям Возрождения, на протяжении семи лет работавшим бок о бок. Живопись, рисунок, скульптура стали полем для творческого диалога художников, которые состояли в родственных отношениях.
История взаимоотношений Андреа Мантеньи и Джованни Беллини стоит особняком в истории Ренессанса. Они были не просто друзьями-соперниками, но принадлежали к одному художественному клану. В 1453 году Мантенья женился на дочери знаменитого венецианского художника Якопо Беллини Николосии, став зятем Джованни. В течение нескольких лет художники писали одни и те же сюжеты, впрочем, уже на этом этапе стало ясно, насколько разными дарованиями они обладают.
Картины Мантеньи рассудочны, насыщены множеством деталей и символов. Для Джованни Беллини с самого начала важны эмоции, которые передаются через состояние пейзажа и цветовое решение картины. Эта разница особенно очевидна, если сравнить две картины на один сюжет — «Моление о чаше». У Мантеньи изображение можно назвать кинематографичным и многословным: к молящемуся Христу спускаются ангелы, с другой стороны уже видно, как к саду подходят стражники, которых ведет Иуда. Беллини, написавший свой вариант пятью годами позже, заимствовал у Мантеньи некоторые элементы композиции и символики, но его картина получилась более цельной и проникновенной.
Найти множество сходств и различий можно в сюжетах «Сошествие во ад», «Распятие», «Пьета», «Мадонна с младенцем» и портретах. В почти одинаковом по композиции «Сретении» художники написали и свои автопортреты. На картине Мантеньи он изобразил себя и Беллини справа, Беллини же ограничился своим автопортретом, написав его также в правом углу. После 1460 года каждый из художников идет своей дорогой. Мантенья поступил на службу к герцогу Гонзаго и умер в 1506 году. Беллини всю жизнь работал в Венеции и пережил Мантенью на десять лет.
Со временем различия между мастерами становятся всё более очевидными. Мантенья уделяет всё больше внимания рисунку, Беллини — цвету. Хотя самая знаменитая картина Мантеньи «Мертвый Христос» демонстрирует виртуозное владение перспективой, именно здесь у него появляется трагическая сверхэмоция, благодаря которой картина стала одним из шедевров Возрождения.
Талант Беллини проявился в создании одного из самых тонких и проникновенных образов Мадонны с младенцем, где не только сам образ богоматери наполнен нежностью, но и пейзаж передает эмоциональное состояние счастья материнства. Впрочем, Беллини стал одним из величайших колористов Возрождения и благодаря тому, что нашел удивительный оттенок синего цвета, отголоски которого столетия спустя обнаружились у Ива Кляйна в его International Klein Blue.
Attributed to Giovanni Bellini«Portrait of a Humanist Andrea Mantegna?»about 1475–1480Raccolte d’Arte Antica, Pinacoteca del Castello Sforzesco, Milano© Comune di Milano
Giovanni Bellini «The Agony in the Garden»about 1458-1460© The National Gallery, London
Andrea Mantegna«The Agony in the Garden»1455-1456© The National Gallery, London
Andrea Mantegna«The Descent of Christ into Limbo»probably about 1492© Courtesy of the owner / Photo: Sotheby’s New York
Giovanni Bellini«The Descent of Christ into Limbo»1475–1480© Bristol Museum and Art Gallery, UK / Bridgeman Images
Giovanni Bellini«The Crucifixion»about 1465© RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Michel Urtado
Andrea Mantegna«The Crucifixion»about 1456-1459© RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Thierry Le Mage
Giovanni Bellini«Saint Jerome reading in a Landscape»1480-1485© The National Gallery, London
Giovanni Bellini«Saint Jerome in the Wilderness»probably 1453–1455© The Henry Barber Trust, The Barber Institute of Fine Arts, University of Birmingham
Giovanni Bellini«Madonna of the Meadow» about 1500-1505© The National Gallery, London
Andrea Mantegna «The Virgin and Child with an angel»about 1485© The Trustees of The British Museum
Giovanni Bellini «The Virgin and Child / Davis Madonna»about 1460© The Metropolitan Museum of Art, New York
Giovanni Bellini «The Virgin and Child» about 1475© Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldagalerie / Photo: Christoph Schmidt
Andrea Mantegna«The Virgin and Child / Simon Madonna» about 1455–1460© Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / Photo: Jörg P. Anders
Giovanni Bellini «The Virgin and Child with Saints Catherine and Mary Magdalene»about 1490 © Gallerie dell’Accademia, Venice
Andrea Mantegna«The Holy Family»about 1490–1500© bpk / Staatliche Kunstsammlungen Dresden / Elke Estel / Hans-Peter Klut
Giovanni Bellini«The Lamentation over the Dead Christ» about 1490Galleria degli Uffizi, Florence© Soprintendenza Speciale per il Polo Museale Fiorentino
Giovanni Bellini«Pietà» about 1457© Museo Poldi Pezzoli, Milan
Giovanni Bellini «The Dead Christ supported by Four Angels»about 1470© Museo della Città «L. Tonini», Rimini / Photo: Gilberto Urbinati
Giovanni Bellini«The Dead Christ supported by Two Angels» about 1470–1475© Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldagalerie / Photo: Christoph Schmidt
Andrea Mantegna «The Dead Christ supported by Two Angels» about 1485–1500© Statens Museum for Kunst, Copenhagen
Giovanni Bellini«Doge Leonardo Loredan» about 1501-1502© The National Gallery, London

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Случайное

Паркетная доска: скажи скрипу - нет
Вы проснулись ночью от неудержимого желания выпить воды, тихонько, нацыпочках, пытаясь не разбудить домочадцев, пробираетесь на кухню. Но паркет под вашими ногами скрипит, как несмазанные ворота гаража. В темноте вы напарываетесь на торчащую доску паркета, спотыкаетесь и кричите на весь дом от боли. Это уже последний признак того, что вашему полу необходим ремонт. Сегодня мы расскажем о паркете, точнее, о паркетной доске. Что интересно, в сталинские времена паркет в домах-новостройках клали добротный. Со временем паркет продолжали класть, но ка...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7