Строительство, ремонт, интерьер

Ретроспектива Оскара Кокошки открывается в Цюрихе

В цюрихском Kunsthaus открывается крупнейшая ретроспектива классика экспрессионизма Оскара Кокошки. Среди 200 произведений — ранние портреты, пейзажи, а также поздняя живопись, в том числе монументальный восьмиметровый триптих «Прометей».
Оскар Кокошка прожил длинную жизнь, почти век, — он родился в 1886 году, а умер в 1980-м. Он был одним из первых авангардистов — провокационных, экстравагантных, бросавших вызов обществу. Его экспрессивный нервный стиль сложился на пороге ХХ века в Вене. Впрочем, с самого начала живопись Кокошки выделялась прежде всего отсутствием красивости. Император Франц-Иосиф, посетивший показ студенческих работ, перед картиной Кокошки спросил: «Что это за уродство?» На следующий же день молодого радикала лишили стипендии и отчислили, правда вскоре восстановили.
Вена того времени была на передовой искусства и не только — богема была загипнотизирована теорией психоанализа доктора Фрейда, приоткрывшей тайны подсознания. В экзальтированной атмосфере Вены и появились первые опыты художника. Причем Кокошка не только рисовал, он был еще и драматургом, писал авангардные пьесы — всё, чтобы шокировать благопристойную публику. В 1907 году он поставил спектакль-перформанс «Убийца, надежда женщин», после чего получил прозвище «дикое дитя Вены». А нарисованная им афиша к спектаклю с изображением персонажа, который напоминает Дракулу, даже сегодня вполне могла бы украсить обложку какой-нибудь хеви-металл группы.
Кокошка рисовал портреты венских знаменитостей, которые нельзя было назвать ни парадными, ни комплиментарными. Его герои явно страдали от собственных страстей, были совсем не красивы и к тому же невротичны, что совпадало с духом времени. В эти годы он переживает роман с Альмой Малер, вдовой известного композитора. Он много рисовал ее, а апофеозом их любви стала картина «Невеста ветра». Отношения прервались, когда Кокошка ушел на войну, а после возвращения обнаружил Альму замужем за архитектором Вальтером Гропиусом. Художник заказал точную копию возлюбленной, наряжал ее по последней моде и таскал за собой куклу даже в оперу. Закончилось всё тоже небанально: решив наконец порвать с несчастной любовью навсегда, Кокошка отрубил кукле голову.
В 1920-е годы он уезжает из Вены, живет в Дрездене и много путешествует — по Европе, Африке и Средиземноморью. Художник начинает писать пейзажи, такие же нервные и вибрирующие, как его портреты. С приходом к власти нацистов Кокошка уезжает в Прагу, а потом бежит в Лондон. В это время он создает сюрреалистичные картины «Красное яйцо» и «Аншлюс — Алиса в стране чудес», отразившие суть войны.
Настоящее признание приходит к нему только после окончания Второй мировой. Он участвует в трех выставках documenta в Касселе, преподает в Зальцбурге. В Европе и Японии проходят его ретроспективы. Последние тридцать лет жизни Кокошка провел в Швейцарии. И хотя он до последних дней держал в руках кисть, его поздние работы остались малоизвестны. Цюрихская ретроспектива должна восполнить этот пробел.
Oskar Kokoschka«Flute Player and Bats»1907Albertina, Wien© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich
Oskar Kokoschka«Nude Girl with Draped Coat»1907Wienerroither & Kohlbacher, Vienna© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich
Oskar Kokoschka«Adolf Loos»1909Staatliche Museen zu Berlin, Nationalgaleriephoto: Roman März© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich
Oskar Kokoschka«Dent(s) du Midi»1910Private collection© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich
Oskar Kokoschka«Double Portrait of Oskar Kokoschka and Alma Mahler»1912–1913Museum Folkwang, Essenphoto: Museum Folkwang Essen/Artothek© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich
Oskar Kokoschka«Amorous Couple with Cat»1917Kunsthaus Zürich, 1933© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich
Oskar Kokoschka«Dresden, Augustus Bridge with Figure from Behind»1923Museum Folkwang, Essenphoto: Museum Folkwang, Essen/ARTOTHEK© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich
Oskar Kokoschka«Lake Geneva II»1923Museum Ulm — 1937 vom Reichsministerium beschlagnahmt, 2014 Schenkung in Erinnerung an Paul E. und Gabriele B. Geier© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich
Oskar Kokoschka«Self-Portrait with Crossed Arms»1923Kunstsammlungen Chemnitzphoto: © Kunstsammlungen Chemnitz / PUNCTUM / Bertram Kober© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich
Oskar Kokoschka «Zráni / High Summer»1938–1940National Galleries of Scotland, Edinburghphoto: Antonia Reeve© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich
Oskar Kokoschka«Matterhorn II»1947Private collection Switzerland© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich
Oskar Kokoschka«The Prometheus Triptych: Hades and Persephone, Apocalypse, Prometheus»1950The Samuel Courtauld Trust, The Courtauld Gallery, London© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich
Oskar Kokoschka«Time, Gentlemen Please»1971–1972Tate© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Случайное

Линолеум, ламинат или ковролин?
Линолеум - самый демократичный напольный материал. Во-первых, он стоит дешевле, чем другие напольные покрытия. Кроме того, на укладку требуется меньше времени и средств. При выборе линолеума следует сразу определиться, для какого помещения он необходим. Дело в том, что по степени износостойкости и толщины ПВХ-покрытия разделяют на бытовой, полукоммерческий и коммерческий линолеум. Первое название говорит само за себя. Бытовой линолеум предназначен для квартир. А для помещений, где большой поток посетителей, лучше использовать коммерческий линол...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7