Строительство, ремонт, интерьер

Сергей Шеховцов: «Поролон был очень важным этапом моей жизни»

Работы известного российского скульптора Сергея Шеховцова находятся в собраниях ГТГ, ММОМА, ГЦСИ, голландского музея Beelden aan Zee и многих частных коллекциях — от Владимира и Екатерины Семенихиных до Александра Лебедева. Он учился у одного из основоположников «сурового стиля» Николая Андронова, выставлялся в павильоне России на Венецианской биеннале и ранее был известен под прозвищем Поролон.
В преддверии свой новой выставки в московской галерее Jart художник рассказал ARTANDHOUSES, в чем разница между объектом и скульптурой, о пути к трехмерности, частных заказах и ожидании обещанного.
Вы получили классическое академическое образование как живописец, но известность обрели как скульптор. Как это произошло?
После окончания института я участвовал как живописец в разных выставках Союза художников, работал в мастерской. У меня было стремление к изображению предметов. Да еще и в институте я какие-то композиции лепил из пластилина, пробовал. Меня интересовала и мне очень нравилась трехмерность. А когда попал в сквот на Бауманскую, сначала занимался там живописью, но уже начал делать объекты из дерева, металла, тряпок. И объект стал доминировать, поглотил меня.
Потом я попробовал делать вещи из поролона, и сначала они были плоские. А когда через год я попал на завод поролона и увидел, что он бывает в кубах, то пришел в восторг — это произвело на меня неизгладимое впечатление. Да и стоил он тогда дешево. Я подружился с директором завода, он мне давал поролон, причем заказ машины стоил дороже, чем куб материала! Тогда я и стал делать трехмерную скульптуру.
«Собака» 2018
Имея профессиональное образование, как вы относитесь к художникам, которые его не имеют?
По-разному, зависит от того, в каком медиа работают. Ведь у искусства разное пространство. Если ты выбираешь объект, то довольно часто работа бывает удачной, а вот со скульптурой — нет. Людям, которые проходили эту школу, сразу видно, кто владеет профессиональной подготовкой, а кто нет. Например, в ИПСИ не получают классического образования, там изучают контекст, историю актуального современного искусства. Иногда это помогает, иногда мешает.
У меня получилось два образования — классическое и современное. Ведь важно находить баланс в изображении, высказывании. Когда я учился в институте, Николай Андронов говорил, что нужно свои недостатки превращать в достоинства. Тогда я этого не понимал, понимание пришло гораздо позже.
Сейчас много инстаграм-арта, когда берут изображение из инстаграм и делают повтор, повтор, еще повтор повтора…
Сейчас очень много таких художников. Вас это не раздражает? Ведь некоторые из них, не имея профессионального образования, умудряются занять видное место в мире искусства.
Раздражает, когда высказывание не по делу. Всегда существовал консенсус мнений, вспомнить хоть времена МОСХа, ведь уже тогда существовал и так называемый левый МОСХ со своими критиками и выстраиванием параллелей, сравнений. Очень много, на мой взгляд, копирования, ведь гораздо проще повторить то, что уже кто-то сделал. У кого-то получается. У многих — нет. Всё же основным критерием является наличие таланта.
«Harmony» 2016
Вы уже в детстве решили стать художником?
У меня папа был директором художественной школы, так что, как говорится, сын пекаря — тоже пекарь (смеется). Кстати, я ходил в художественную школу и занимался рисованием, а диплом был деревянной скульптурой!
После школы я хотел стать книжным иллюстратором, но дважды не поступил в институт во Львове. Я пошел в армию, где и осознал, что хочу всё же стать художником, только этим и хочу заниматься. Поэтому после армии поступил сначала в Ростовский худграф, откуда перевелся в Суриковский на третьем курсе.
Вы отказались от своего псевдонима-прозвища Поролон. Используете теперь другие материалы? Увлечены фундаментальной скульптурой?
Поролон был очень важным этапом моей жизни. На тот момент было очень тяжело войти в московский круг: я куда-то ходил, показывал свои работы… В 2000-м я стал делать объекты из поролона — приходили какие-то кураторы в сквот, стали брать на выставки мои работы, и как-то всё очень быстро закрутилось, началась галерейная жизнь.
«Рай» 2016
Вы как скульптор, кажется, со всеми материалами поработали, кроме мрамора и гранита?
Да, к сожалению, камень пока не пробовал, не было такой возможности, ведь это очень дорого. А большая скульптура делается подо что-то: она не должна вернуться к тебе в мастерскую, в отличие от мелкой пластики.
Не так давно была выставка, где все объекты и инсталляции были из слов. Это было какое-то особое высказывание?
Эта выставка была в Питере в Namegallery. Вообще-то, со словами работает очень много людей, особенно в Москве. Меня в этой истории интересовал другой контекст: слово-скульптура, слово-объект. Через объект изображение слова. У меня осталось еще довольно много придуманных слов, сделанных только в эскизах.
А как вообще идет процесс создания нового произведения?
Я на айпаде рисую эскиз. В принципе, скульптуру невозможно нарисовать. С объектом проще, его можно изменить по ходу создания, а вот со скульптурой если промахнешься… Объект предполагает бесконечные интерпретации: например, ты к ботинку можешь приделать крокодила, змею, подводную лодку, и меняется смысл и высказывание. А скульптуру ты как отольешь, так и будет! Если передумаешь или промахнешься — нужно всё делать по новой: отливать, шлифовать — дорогостоящая история! Так что со скульптурой сразу нужно иметь некий готовый образ. Хотя многое зависит от материала — в поролоне я мог делать трансформации.
«Love» 2017
Материал диктует свои правила?
В основном да. Хотя есть вещи, которые можно сделать в разных материалах. Материал дает другую интонацию, а это очень важно. Ракета, сделанная из поролона и из бетона, воспринимается по-разному. Она может быть отлита или выточена, и от этого появляется другой смысл, другая интонация. Так что смысловая нагрузка у материала очень большая. Можно, конечно, делать обманки, покрасив материал, многие это используют. Ходов очень много возможных.
Какой период в истории искусства вам ближе всего?
Если я скажу «античность», то люди, которые занимаются скульптурой, будут смеяться. Для меня нет разницы между, например, египетской ритуальной скульптурой и современной. Ничего нового же не придумали! Правда, смысл меняется: каждый период времени он разный. А так, возможно, монументальная советская скульптура для меня играет какую-то роль — Евгений Вучетич или абсолютный пластик Александр Матвеев.
Когда я впервые увидел «Родину-мать» в Волгограде, она произвела на меня невероятное впечатление. Это же не просто скульптура, это целый комплекс, монструозный размах. Лицо у матери нашей страшное! Но там очень много правды. Весь комплекс воспринимается как кино 3D — эти солдаты из камня, масштаб…
«Мир»2016
А кто любимый скульптор?
Сложный вопрос. Много хороших скульпторов — Ксавье Вейан, Томас Хаусиго… Сложно выбрать. Помню, в Пушкинском музее была выставка «Москва — Берлин», туда привезли скульптуру «Сидящий мальчик» немецкого скульптора Вильгельма Лембрука — гениальная вещь! Произвела на меня сильнейшее впечатление.
Культовым, конечно, является Умберто Боччони. На одной выставке в Милане было всего четыре его скульптуры, но они производили феноменальный эффект. «Бегущий человек» — самое гениальное его произведение. Вообще, это было новое явление в искусстве, масштаб которого можно сравнить с Микеланджело или Праксителем. А на самом деле, хороших скульпторов, таких, как Луиза Буржуа, не так уж и много. Из отечественных — монументальный Вучетич, конечно, базовый художник, а из поздних — Леонид Соков и Борис Орлов. Они тоже придумали в скульптуре новый ход.
Когда придумываете новое произведение, сразу замышляете серию, выставочный проект?
По-разному бывает. Иногда ты придумываешь какую-то удачную работу, которая потом может развиться в серию. Но изначально это, конечно, единичное произведение.
Вообще же я никогда ничего не делаю специально. Я делаю только то, что мне интересно. Если ты делаешь скульптуру на заказ, то это другая история: тебе должны заплатить гонорар, оплатить производство и т. д. Мои большие скульптуры находят всегда какую-то выставочную жизнь.
Кстати о заказах — как часто они бывают?
Бывают. Льва Толстого делал, например, для арт-парка Александра Лебедева в Швейцарии.
Для новой выставки «Погром» в галерее Jart
В конкурсах участвуете?
Меня звали один раз на конкурс сделать памятник диктору Левитану. Довольно интересная задача изобразить этот голос. Но когда я прочитал условия конкурса, то отказался. Там нужно было в какие-то нереально короткие сроки столько всего сделать. Изготовить модель, рассчитать стоимость производства, поработать с архитектором, потом сделать 3D-модель… Я понял это так: всё решается заранее, а потом создается иллюзия конкурса — его якобы объявляют открытым для всех, но участие становится невозможным из-за жесточайших сроков. Всё поделено между компаниями заранее — Щербаков там, Церетели… Мы все коллеги, конечно, но наше искусство лежит в разных областях.
А чаще всего это вообще скрытая информация. Хотя, безусловно, бывают и открытые конкурсы. Например, на зимнюю Олимпиаду был объявлен конкурс на парк скульптур, многие участвовали, был произведен отбор, но ничего в результате не случилось — кончилось финансирование.
А вообще у нас ситуация с городской скульптурой тягостная. Я тут ездил с дочкой на родину, в город Сальск. Иду по городу — и не узнаю. Там в центре стоял кинотеатр, сталинский ампир, который «держал» всю площадь. Его снесли. И это так страшно! Поставили вместо него памятники-надгробия погибшим милиционерам, еще что-то. Конечно, нужно это делать, но не в центре же! Могильники кругом — идешь по городу, как по кладбищу. Почему-то у нас нет такой эстетики ставить памятники Жизни! У нас памятники Жизни в метро находятся, под землей. Метро «Маяковская» — это же гимн Жизни Дейнеки. Потрясающе ведь! А на улице у нас ставят надгробия, и это удивительно. В метро — о Жизни, а на земле — о Смерти. Всё перевернуто. В Европе наоборот — идешь и видишь скульптуру Ники де Сен-Фаль, например. Радость Жизни! У нас нет такого.
Для новой выставки «Погром» в галерее Jart
Вам когда-нибудь заказывали памятники? Ведь для скульпторов это частая практика.
Нет, никогда. Наверное, я не нахожусь на примете в той области, там своя территория.
Расскажите о своем сотрудничестве с галереями. Помимо «Риджины» ранее, вы только с XL работаете?
Да, с Леной Селиной продолжаю.
Сейчас вот открывается выставка в галерее Jart. Это просто эпизод?
В конце лета мне позвонил Андрей Ерофеев и предложил сделать выставку в новой галерее. А у меня года полтора-два не было выставок, поэтому я и согласился. Приехал, познакомился, посмотрел новое пространство, и мне захотелось сделать там выставку. Не знаю, станет ли это сотрудничеством в дальнейшем, посмотрим.
Всю скульптуру делаете сами от а до я?
Когда бывает что-то бюджетное, то тогда форму заказываю. А так — всё сам. Сейчас технологии такие, что помощь особенно и не нужна.
Для новой выставки «Погром» в галерее Jart
С пластиком легко работать? Из поролона смогли бы сейчас что-то сделать или живопись?
Для новой выставки я, кроме скульптуры, и поролон, и живопись сделал. Выставка называется «Погром», и там будут как бы культовые произведения американского искусства в моем исполнении — Поллок, Раушенберг, Уорхол, Вессельман и т. д. Антиглобалистская такая акция-хеппенинг.
Это целиком ваша собственная идея?
На уровне идеи это совместный продукт — Андрея Ерофеева и меня. И мы вместе с владельцами придумали такую идею — показать, как американское послевоенное искусство оказывало влияние на мировую и отечественную культуру.
Следующий год у вас юбилейный, исполнится 50. В каком музее ждать выставку?
Ольга Свиблова мне еще после Венецианской биеннале 2009 года обещала сделать выставку с толстым каталогом, как видите — ее до сих пор нет.

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Случайное

Приступая к ремонту, проконсультируйтесь со специалистами
У наших домов и квартир, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность, вернее сказать - наша сущность. Ведь каждый из нас пытается создать условия существования по своему вкусу, на свой манер. Если прежде мало кого волновала шаблонность быта, то сейчас даже стандартные квартиры пытаются "перекроить" на свой манер. Труднее всего сделать первый шаг и определиться в море предложений нынешнего рынка материалов и услуг. Все должно начинаться с обращения к специалистам. Ведь любая перепланировка - это достаточ...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7