Строительство, ремонт, интерьер

В Пушкинском музее откроют «парижский салон баронессы Эттинген»

Выставка в Пушкинском музее рассказывает об одном из легендарных мест Монпарнаса — салоне баронессы Эттинген на бульваре Распай, где встречались художники, литераторы, музыканты, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю авангарда. По словам куратора Алексея Петухова, тема эта оказалась настоящим ящиком Пандоры — даже музейные специалисты не предполагали, какие яркие истории, значимые шедевры, переплетения человеческих судеб и жанров искусства они обнаружат.
Баронесса Эттинген, в девичестве польская аристократка Елена Францевна Миончинская, получившая звучную фамилию и титул от недолгого брака с русским офицером, приехала в Париж в 1902 году. Там уже жил ее двоюродный брат Сергей Ястребцов, взявший псевдоним Серж Фера. Вместе они посещали Академию Жюлиана, и постепенно вокруг талантливой и тогда еще богатой пары объединился круг парижского авангарда. Фера познакомился с Пикассо и увлекся кубизмом, Эттинген была не только светской дамой, но и художником, критиком, поэтом, среди их друзей были Аполлинер и Кокто, Брак, Матисс и Дерен, Глез, Сюрваж и Пикабиа. До революции оставшиеся в России капиталы позволяли активно меценатствовать, после — купленные ранее картины помогли выжить (живой пример успешных инвестиций в современное искусство).
Эттинген и Фера поддерживали много ярких проектов тех лет и сами принимали в них участие — они первыми стали собирать работы Таможенника Руссо, приютили у себя Модильяни и раскрыли его талант, вместе с Аполлинером издавали журнал Soirées de Paris («Парижские вечера»), ставший рупором авангарда, и спонсировали постановку его пьесы «Груди Терезия» — автор назвал ее сюрреалистической, первым употребив это слово применительно к искусству.
Элен Эттинген начало 1900-х
Идея выставки возникла благодаря архиву Эттинген-Фера, о котором хорошо знают парижские коллекционеры и арт-дилеры. Прямых наследников у них не осталось, и всё , что не было распродано, хранится у Альбана Руссо, отец которого был режиссером и в 1930-е годы ставил спектакли в декорациях Фера. Он с радостью предоставил архив, а музеи, галереи и частные коллекционеры дополнили картину, чтобы показать салон баронессы во всей красе.
Музей Оранжери даст на выставку масштабное полотно «Свадьба» Анри Руссо, Помпиду и парижский Городской музей современного искусства — работы Архипенко, Делоне, Пикабиа и Леже, из Хельсинки приедет редко выдаваемый на выставки портрет Леопольда Сюрважа, возлюбленного баронессы, кисти Модильяни.
Экспозиция будет выстроена вокруг жизни салона Эттинген в разных проявлениях — коллекционирование искусства, друзья и возлюбленные, покровительство художникам и литераторам, дизайн и фэшн-индустрия, в которую Эттинген и Фера успешно влились в 1920-е годы, ее ширмы, панно и одежда, его театральные проекты и монументальные вещи.
Необычной будет образовательная программа, подготовленная к выставке. Помимо традиционных лекций на все сюжеты, затронутые в экспозиции, кураторы обещают первое в истории Пушкинского музея модное дефиле — покажут подлинные платья и реконструкции за те полвека, что Эттинген прожила в Париже, от ар-нуво до нью-лука, а также мастер-класс по созданию эффектного макияжа и образа в целом, в чем баронесса была большая мастерица.
Анри Руссо«Свадьба»1905Музей Оранжери, Париж

Фернан Леже«Композиция»1918ГМИИ им. А. С. Пушкина 
Жорж Брак«Замок Ла Рош Гюйон»1909ГМИИ им. А. С. Пушкина 
Леопольд Сюрваж«Город на берегу моря»1916Частное собрание, Париж

Мари Лорансен«Автопортрет»конец 1900-х Из бывшего собрания Г. Аполлинера

Пабло Пикассо«Скрипка»1912ГМИИ им. А. С. Пушкина 
Серж Фера«Композиция с трубкой и стаканом»1914-1918Частное собрание, Париж
Соня ДелонеОбложка для поэмы Блеза Сандрара «Проза о Транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской»1913Частное собрание, Париж

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Случайное

Ломайте стекло резким нажатием
Многие тщетно пытаются освоить работу со стеклорезом. Простукивают стекло снизу разреза, совмещают разрез с краем стекла, но все равно это не гарантирует, что стекло не лопнет где-то рядом со следом стеклореза. Однако ошибка именно в том и заключается, что новички обычно совмещают стеклорезную прорезь с краем стола. Мастера же этого дела поступают так: положив прорезанное стекло на край стола, они следят, чтобы след стеклореза не доходил до кромки стола на один сантиметр. Затем очень резко давят на выступающую часть стеклины. Особенно это прави...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7